Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству производимой продукции. В настоящее время стабильное положение любой компании на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цен и уровнем качества продукции. И второй фактор постепенно выходит на первое место.
Качество продукции является одним из важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей нетарифной конкуренции.
Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественной продукции и уровень жизни населения страны.
Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий и организаций является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, является в рыночных условиях чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности производимой продукции.
Без стабильного качества, отвечающего потребностям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировую экономику и занять в ней достойное место. Интеграционные процессы в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг в реализации всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательную приоритетность среди других сфер деятельности мирового сообщества.
Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы
Объект: ОАО «Мелькомбинат».
Предмет - управление качеством продукции на ОАО «Мелькомбинат».
Цель: изучить системы управления качеством продукции и особенности их внедрения на предприятии.
Задачи:
- изучить понятие и сущность экономической категории «системы управления качеством продукции на предприятии»;
- рассмотреть показатели и методы оценки эффективности системы управления качеством продукции на предприятии;
- проанализировать систему управления качеством продукции на ОАО «Мелькомбинат» и особенности ее внедрения и функционирования;
- показать пути совершенствования системы управления качеством на ОАО «Мелькомбинат».
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
Управление качеством - это деятельность менеджеров и сотрудников компании, направленная на постоянное улучшение качества продукции. При этом его может выполнять не только высшее руководство, но и рядовой персонал [19, с. 21].
Управление качеством продукции должно присутствовать в любой организации, поскольку именно эта система позволяет сформулировать цели и задачи компании, а также обеспечить необходимые условия для производства и ресурсы, необходимые для производства продукции, соответствующей установленным стандартам.
Система управления качеством компании должна работать на всех этапах жизненного цикла продукта, от идеи до проектной документации. После ввода товара в эксплуатацию уже ведется сбор информации, чтобы сделать следующую партию товара более совершенной.
Объект управления качеством - производство, субъекты - руководители предприятия (не только топ-менеджеры, но и начальники подразделений).
Основные функции управления качеством
- планирование;
- организация;
- координирование;
- мотивация;
- контроль [12, с. 43].
Процесс управления качеством в разных организациях осуществляется по-своему. Однако существует общепринятая схема, которая определяет основные действия руководителей на разных уровнях.
Управление качеством и управление формируют определенную иерархическую систему. Например, руководители высшего звена должны полностью взаимодействовать с внешней средой, то есть быстро реагировать на любые изменения в стандартах и следовать нововведениям законодательства, регулирующего этот вопрос. Кроме того, он обязан разработать политику и разработать план действий по улучшению продуктов.
Руководитель среднего звена должен взять на себя ответственность высшего руководства за соблюдение стандартов качества. Именно руководители этого уровня напрямую контролируют весь производственный процесс. То есть высшее руководство определяет стратегию, а менеджеры среднего звена строят на ее основе алгоритмы краткосрочных действий. Таким образом, формируется многоуровневая система управления качеством.
У каждой компании есть свои стандарты качества. Объединить их в единую систему и контролировать выполнение - непростая задача.
В системе управления качеством принято выделять пять этапов.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2020. - 524 с.
2. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 224 c.
3. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 253 c.
4. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 381 с.
5. Беляев, С.Ю. Управление качеством: Учебное пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2019. - 381 c.
6. Гембрис, С. Управление качеством / С. Гембрис, Й. Геррманн; Пер. с нем. М.Н. Терехина. - М.: СмартБук, 2018. - 128 c.
7. Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 176 c.
8. Герасимов, Б.Н. Управление качеством. Практикум: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 208 c.
9. Герасимов, Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2018. - 304 c.
10. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин. - Москва: Дашков и Кє, 2020. - 671 с.
11. Загидуллин, Р.Р. Оптимальное управление качеством: Монография / Р.Р. Загидуллин. - Ст. Оскол: ТНТ, 2018. - 124 c.
12. Коноплев, С.П. Управление качеством: Учебное пособие / С.П. Коноплев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 252 c.
13. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2019. - 488 с.
14. Магер, В.Е. Управление качеством: Учебное пособие / В.Е. Магер. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 176 c.
15. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2019. - 336 c.
16. Мишин, В.М. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А.Г. Зекунов, В.Н. Иванов, В.М. Мишин; Под ред. А.Г. Зекунов. - М.: Юрайт, 2019. - 475 c.
17. Никифоров, А.Д. Управление качеством: Учебник для вузов / А.Д. Никифоров, А.Г. Схиртладзе. - М.: Студент, 2021. - 717 c.
18. Разумов, В.А. Управление качеством: Учебное пособие / В.А. Разумов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 208 c.
19. Рожков, В.Н. Управление качеством: Учебник / В.Н. Рожков. - М.: Форум, 2018. - 336 c.
20. Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник / Т.А. Салимова. - М.: Омега-Л, 2019. - 376 c.
21. Тебекин, А.В. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2019. - 371 c.
22. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2020. - 832 с.
23. Фрейдина, Е.В. Управление качеством: Учебное пособие / Е.В. Фрейдина. - М.: Омега-Л, 2019. - 189 c.
24. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. - Москва: Проспект: Кнорус, 2020. - 304 с.
25. Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. - Минск: Современная школа, 2020 - 429 с.
26. Экономика предприятия (организации): учебник / Н. Б. Акуленко и др. – М.: Инфра-М, 2021. - 638 с.